
![]() |
![]() ![]() |
Рекомендации по ведению классных журналов и дневников обучающихсяАккуратная и систематическая работа классного руководителя со школьной документацией помогает избежать проблемных и конфликтных ситуаций в общении с администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями. Представляем опыт ведения документации в образовательных учреждениях г. Москвы. За учебно-воспитательный процесс в начальной школе отвечает зам. директора по учебно-воспитательной работе I ступени обучения. Поэтому все вопросы организации учебно-воспитательного процесса, диагностики, внутришкольного контроля, нормативно-правового и методического обеспечения деятельности участников образовательного процесса находятся в его ведении. Это относится и к тем общеобразовательным учреждениям, в которых по штатному расписанию есть зам. директора, курирующий вопросы преподавания иностранного языка. При заполнении классного журнала необходимо помнить, что в первую очередь он является финансовым документом. В нем фиксируется то количество уроков, которое соответствует учебному плану и, соответственно, подлежит оплате. От того, как оформлен этот документ, зависит оценка труда учителя и классного руководителя по различным критериям, таким, как:
Учитель ежедневно записывает в классный журнал учебные часы по факту их проведения. Производить запись уроков заранее недопустимо. При распределении учебных часов каждое образовательное учреждение руководствуется своим учебным планом. Распределение страниц в классном журналеЗам. директора по учебно-воспитательной работе дает указания учителям начальных классов (классным руководителям) о распределении страниц журнала, отведенных для текущего учета успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством учебных часов, выделенных в учебном плане образовательного учреждения на каждый учебный предмет. Руководствуясь данными указаниями, классный руководитель оформляет "Оглавление", где записывает названия всех учебных предметов в соответствии с учебным планом. Администрации необходимо строго рассчитывать количество страниц в классном журнале на тот или иной учебный предмет согласно оглавлению. Количество страниц в зависимости от количества часов, выделенных на учебный предмет:
Для занятий по иностранному языку по решению администрации школы в классном журнале отводят специальные страницы или заводят отдельный журнал. Однако образовательным учреждениям запрещается выделять отдельную страницу в классном журнале для фиксации тем одной из составляющих частей курса "Окружающий мир" – "Правила безопасности на дорогах". Также в классном журнале не заводят отдельную страницу для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (письмо Минобразования России от 22.05.1998 № 811/14-12 "Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России", письмо Минобразования России от 25.03.1999 № 389/11-12 "О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе"). Требования к оформлению записей в классном журналеВсе записи в классном журнале следует вести четко, аккуратно, синим или фиолетовым цветом. Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную запись, разборчиво исправить ее, расписаться рядом с исправлением и поставить круглую школьную печать. Недопустимо при исправлении в классном журнале использовать "штрих" и другие закрашивающие средства. В левой стороне развернутого листа журнала записывают название предмета (с маленькой буквы) в соответствии с его наименованием в программе и учебном плане, а справа пишут Ф. И. О. (полностью) учителя, ведущего данный учебный предмет. Название учебного предмета в учебном плане должно соответствовать его наименованию в программе. Целесообразно в классном журнале после записи названия учебного предмета фиксировать Ф. И. О. автора учебника (программы). Списки обучающихся (Ф. И. либо инициалы имен) фиксируются на страницах журнала классным руководителем в алфавитном порядке (по первой, второй и последующим буквам русского алфавита) после сверки в канцелярии школы. Отмечать в журнале изменения в списочном составе учащихся (выбытие, прибытие, обучение в санаторно-лесной школе и т. п.) может только классный руководитель после приказа по школе. Дату и номер приказа проставляют в журнале на той строке порядкового номера, где записана фамилия обучающегося. "Общие сведения об учащихся" заполняются с использованием данных из личных дел. Номер личного дела соответствует номеру обучающегося в "Алфавитной книге школы". На страницу "Общие сведения об учащихся" необходимо внести подробные сведения о месте жительства родителей (заменяющих их лиц, законных представителей). Учитель обязан на каждом уроке отмечать отсутствующих обучающихся и своевременно выставлять оценки за все контрольные, проверочные и другие итоговые работы. На той странице журнала, где проставляются отметки и фиксируется отсутствие учащихся на уроке, никаких лишних знаков, кроме условных обозначений напротив фамилии отсутствующего, быть не должно. Согласно письму Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14‑15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (далее – письмо Минобразования России № 1561/14‑15) в журнале не допускается делать какие-либо пометки карандашом или ставить точки, минусы и плюсы – таких оценочных знаков официально не существует. Фиксация пропусков уроков обучающимисяДату проведения урока в правой части развернутого листа журнала следует проставлять арабскими цифрами: 31.01.; 05.02.; 17.05. Даты, проставленные на развороте слева, должны соответствовать датам, проставленным справа. В журнале отмечают количество уроков, пропущенных учащимися в течение учебного дня, четверти, года, а также их общее число за четверть и учебный год. Медицинские справки и записки родителей по поводу отсутствия на занятиях учащихся по тем или иным причинам хранятся учителем и медицинским работником школы все четыре года обучения. В течение учебного года все справки и записки хранятся в классном журнале (в большом конверте, вклеенном в конце классного журнала). Оформление замечаний по ведению классного журнала"Замечания по ведению классного журнала" заполняет зам. директора по учебно-воспитательной работе (директор) общеобразовательного учреждения либо проверяющий в ходе внешнего контроля. Запись на данной странице должна содержать все замечания и рекомендации с указанием сроков устранения учителем допущенных нарушений и строго соответствовать дате проверки. Эту же дату выставляют на страницах журнала, которые были просмотрены администратором (проверяющим). Проверяющее лицо расписывается на странице в журнале и на странице "Замечания по ведению классного журнала". Рекомендуем внести в раздел журнала "Замечания по ведению классного журнала" (первую запись в начале учебного года) дату и роспись классного руководителя и учителей-предметников данного класса об ознакомлении с "Указаниями по ведению классного журнала в 1–4‑х классах общеобразовательных учреждений" и с системой требований и рекомендаций окружного (районного) научно-методического центра. Оформление "Листка здоровья" в классном журнале"Листок здоровья" заполняет медицинский работник образовательного учреждения. Он заносит в него сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в "Листке здоровья", должны в обязательном порядке учитываться всеми участниками образовательного процесса:
Фиксация замены уроков в классном журналеЗамену уроков фиксируют по факту проведения, т. е. в тот день, когда она состоялась. Тему урока, проведенного вместо отсутствующего коллеги, указывают на странице предмета учителя, которого заменяют. Справа, где записывают домашнее задание, делают пометку о замене и ставят роспись учителя, произведшего замену (табл. 1). Таблица 1
Требования к оформлению записей в дневниках обучающихсяВсе записи в дневниках обучающихся должны быть сделаны аккуратно, четко, безошибочно, полно, соответствовать санитарным правилам и нормам и базисному учебному плану. Название месяца и названия учебных предметов записываются с маленькой буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям. Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, должны быть зафиксированы в их дневниках (внеурочные занятия и праздники, экскурсии и др.). Особенно это относится к мероприятиям, которые проводятся вне расписания уроков, и связаны с повышенной опасностью для обучающихся (например, экскурсии). В дневниках не должно быть ни одной неисправленной ошибки. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т. к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Также это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям-предметникам, которые работают в данном классе. Все замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные учителем в дневнике обучающегося, должны быть корректны, грамотны и соответствовать нормам этики и уважения к участникам образовательного процесса. Организация домашнего задания в начальной школеВ первом классе начальной школы задания на дом недопустимы. Руководителям образовательных учреждений и классным руководителям необходимо взять под жесткий контроль наличие, объем, характер и степень сложности домашних заданий по иностранному языку со 2‑го по 4‑й класс. Педагогам нужно учитывать, что по предметам регионального компонента домашние задания не задаются. Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо задавать домашние задания на понедельник и праздничные дни. Данное требование относится ко всем учебным предметам независимо от количества часов по учебному плану в неделю. Чтобы исключить перегрузку обучающихся, классному руководителю следует осуществлять суммарный подсчет всех домашних заданий на тот или иной день. В данном случае необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним заданиям (сумма всех устных и письменных заданий, включая иностранный язык, номера, страницы, параграфы и др.), их объем и степень сложности с учетом особенностей всех обучающихся каждого класса. Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам. Кроме того, классным воспитателям и родителям тех обучающихся, которые не посещают группы продленного дня, рекомендуется по завершении самоподготовки в конце каждого учебного дня фиксировать в дневниках время, затраченное на выполнение домашнего задания. Это также необходимо для контроля перегрузки обучающихся и дозировки домашних заданий. В письме Московского комитета образования от 31.08.2001 № 2‑14‑20/15 "О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Москвы" сказано, что объем домашних заданий не должен превышать 50% от объема аудиторной нагрузки. Заполнение граф "Домашнее задание" в классном журнале и дневниках обучающихсяНа правой стороне развернутой страницы классного журнала учитель записывает изучаемую на уроке тему и задание на дом. В графе "Домашнее задание" и журнала и дневников обучающихся фиксируются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т. д.). Если обучающимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем. Воспитателю группы продленного дня необходимо ежедневно проверять качество выполнения домашних заданий. Право выставлять отметку в тетрадь и дневник обучающегося остается за учителем данного класса (учебного предмета). Оценивать выполнение домашней работы необходимо, руководствуясь письмом Минобразования России № 1561/14‑15, в котором зафиксировано, что отметка "за общее впечатление от работы" не влияет на отметку "за правильность выполнения учебной задачи". Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Это позволяет более объективно оценивать результаты и "разводить" ответы на вопросы: "чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "каково его прилежание и старание?". Система оценивания в начальной школеОценочная деятельность учителя строится в соответствии с письмом Минобразования России № 1561/14‑15. Согласно указанному документу в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Во втором классе оценки начинают ставить в первой четверти после того, как закончится повторение изученного в первом классе. Эти указания должны быть прописаны в пояснительной записке к учебному плану и в уставе школы. Дневники обучающихся следует вести со второго класса, т. к. только со второго класса начинает осуществляться оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников. Выставление отметок по учебным предметам во 2–4‑х классах следует начинать не в самом начале учебного года, а спустя 3–4 недели, в ходе которых идет повторение изученного программного материала за предыдущий класс (сюда же относится стартовый контроль в каждом классе). Кроме того, отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). Отметки в классном журнале, дневниках, тетрадях для текущих и контрольных работ обучающихся должны совпадать. Оценки за поведение и прилежание официально упразднены (письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 № 10‑135/25 "Об оценках за поведение, прилежание учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, характеристиках учащихся 10 классов"). В сводной ведомости учета успеваемости такого раздела уже нет, хотя он и обозначен в "Указаниях по ведению классного журнала в 1–4 классах общеобразовательных учреждений". Категорически запрещается выставление оценок за поведение и прилежание в дневниках учащихся. Фактическое состояние поведения учащихся на уроке и вне урока не должно отражаться на оценке за устные ответы и письменные работы. Отметки по физической культуре, музыке, изобразительному искусствуПри выставлении отметок по физической культуре, изобразительному искусству и музыке Минобрнауки России рекомендует образовательным учреждениям заменить отметочную фиксацию учебных достижений младших школьников на зачетную систему, в пользу которой говорят серьезные аргументы:
Целесообразно вводить зачетную систему оценивания по решению педагогического совета, совета общеобразовательного учреждения (письмо Минобразования России от 03.10.2003 № 13‑51‑237/13 "О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке"). Зачетная система оценивания предполагает внесение записи "зачтено" / "не зачтено" по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т. д.) и "зачтено" – в документы государственного образца (аттестаты). Отсутствие количественной отметки в аттестате не влияет на награждение золотой и серебряной медалью за курс средней (полной) школы и на поступление в высшие учебные заведения. Оценивание самостоятельных работЕсли самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает анализ работы обучающихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Отметки можно ставить лишь за удачные работы. Внесение в классные журналы оценок за контрольные работыИтоговый контроль результатов обучения в начальной школе, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам четыре раза в год: за первую, вторую и третью учебные четверти и за год. Обучающиеся, которые пропустили контрольную работу по болезни или по другой уважительной причине (внешкольные олимпиады, конкурсы, марафоны, командировки родителей и др.), не подлежат тестированию в последующие дни после контрольной работы. Оценки за письменную работу проставляют в графе журнала, соответствующей дню ее проведения. Если в день проведения контрольной работы кто-то из учащихся отсутствовал, то в классном журнале напротив его фамилии проставляют соответствующее условное обозначение. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения. Отметку по итогам работы над ошибками выставляют в классный журнал в графе того дня, когда она была проведена. О форме письменной работы в журнале справа должна быть сделана соответствующая запись с обязательной пометкой темы. Следует точно указывать тему и количество часов, затраченных на практические и лабораторные работы, экскурсии, контрольные письменные работы. Тема и количество часов, отведенных на проведение данных работ и экскурсий, должны соответствовать программе и тематическому планированию. Иногда за письменную работу выставляют две оценки. В этом случае обе оценки заносят в одну графу через дробь: "4/5"; "4/4" и т. п. Пример оформления записей в классном журнале представлен в табл. 2. Таблица 2 Наименование предмета ___________________________________________________________. Ф. И. О учителя ___________________________________________________________________.
Проставление итоговых отметок в классном журнале и дневниках обучающихсяВ конце учебной четверти (или триместра) отметки по каждому предмету аккуратно и четко проставляются классным руководителем в итоговой ведомости успеваемости обучающихся на соответствующей странице дневника, после чего классный руководитель и родители обучающихся (лица, их заменяющие) ставят свои подписи. Также фиксируется количество пропущенных уроков за четверть. В классных журналах оценки за каждую четверть проставляют после записи последнего урока по данному предмету в четверти. Четвертные оценки заносят в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся. В конце каждой четверти справа на развернутом листе классного журнала подводится итог количества уроков по плану и фактически данных за этот период уроков (табл. 3). В графе "Домашнее задание" в скобках пишут разъяснение, указывая причину расхождения с тематическим планированием. Таблица 3
Итоговая аттестация обучающихсяДля аттестации (по итогам четверти) учащегося по учебному предмету, на который затрачивается менее трех часов в неделю по учебному плану, достаточно двух отметок (необходимый минимум). При выставлении переводных отметок отдавать предпочтение более высоким (письмо Минобразования России от 22.02.1999 № 220/11‑12, п. 2 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы", письмо Минобразования России № 1561/14‑15). При выставлении окончательной отметки учителю следует ориентироваться не на средний балл, а учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие. В законодательстве зафиксировано, что на ступени начального общего образования ученики, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника либо продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся, имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266‑1 "Об образовании", постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"). Контроль над ведением рабочей документацииПрофессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения, в частности, определяется умением работать с номенклатурной документацией. За все допущенные в классном журнале нарушения отвечают директор, заместитель директора и классный руководитель. Директор общеобразовательного учреждения и его заместитель по учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически (не реже одного раза в месяц) контролировать правильность их ведения. Контроль ведения журналов осуществляется по следующей схеме:
В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица, их заменяющие) проверяют дневники и ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника. Контроль за качеством ведения дневников обучающихся осуществляют:
Хранение классных журналовКлассный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например: 1А класс, 1Б класс, 1В класс и т. д. В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или зам. директора по учебно-воспитательной работе, сдаются в архив школы. На основании приказа Московского комитета образования от 16.08.1997 № 287 "О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений" срок хранения классного журнала составляет 5 лет. После пятилетнего хранения из журнала изымаются страницы с данными об успеваемости учащихся и их переводе в следующий класс. Дела, сформированные за конкретные годы, хранятся не менее 25 лет. И.А. Моисеев, Дата размещения: 12.10.2010 |