Реализация метода проектов в начальной школе

Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям. Но все новое- это хорошо и прочно забытое старое. Учителя со стажем прекрасно владели этой технологией еще на заре своей педагогической деятельности. Сегодня мы используем метод проектов как прогнозируемый управляемый творческий процесс обучения.
В словаре иностранных слов проектировать-составлять проект. Делать предположение. Намечать план. Термин «метод пректов» пришел к нам из США в начале 20 века. Его автор Джон Дьюи полагал что истинным и ценным является только то что полезно людям что дает практический результат. Он считал что ребенок должен в своем развитии повторить путь познания окружающего мира вслед за человечеством. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания» в ходе исследования обучающей среды изготовления различных макетов схем производства опытов  нахождения ответов на спорные вопросы.


Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
Проблематизация учебного материала
Активность ребенка
Связь обучения с жизнью ребенка игрой.


Предложенная Дьюи перестройка школьного обучения в Америке начала 20 века оказалась созвучна нашему времени когда образование в России начали реформировать.
Перед педагогами начального обучения встала задача научить детей ориентироваться в мире информации добывать ее самостоятельно усваиватьее в виде знания то есть научить ребенка учиться. Но последователи Дьюи были в России и раньше. Наиболее полно использовал в своей педагогической деятельности этот опыт А. С. Макаренко.

Сегодня главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.


Создаваемые проекты могут быть разнообразными :
исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для учеников школы, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.
Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными : индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих.
Когда проблемы всего проекта будет сформулированы, можно переходить к определению проблемы и  её решению. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей,  и даёт задание каждой группе исследовать одну из проблем.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации- библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали.  В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего класса школы, города и т. д.
Задачи проектного обучения в начальной школе.
Формирование общеучебных умений и навыков необходимых для проектной деятельности 1 го уровня сложности.
Простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиями.
Применение проектной деятельности с использованием межпредметных связей.
 
Приведем пример разработки проекта .

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Мой город».Были определены цели работы над проектом :
•    собрать как можно больше сведений о родном городе;
•    воспитать любовь к родному городу, краю;
•    профориентационное воспитание учащихся.
Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.


Учащимися были выдвинуты основные направления  проектной деятельности. Ими стали :
1.    Знакомство с растительным и животным миром.
2.    Знакомство с жизнью знаменитых людей города.
3.    Знакомство с культурно- историческими  памятниками города.
4.    Знакомство с предприятиями города.
Были созданы четыре группы учащихся, учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований : беседы, интервью, видео и фоторепортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов.  Разрабатывая I направление (знакомство с растительным и животным миром), ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты и гербарии. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей города) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. О предприятиях города учащиеся узнали, проводя беседы, интервью, опросы родителей, знакомых и оформили результаты в доклады, буклеты.


С целью контроля и оценки полученных знаний была составлена тестовая работа по этой теме. Проведение такой работы способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.
Итак, применение метода проектов  в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материалы, выставленные на сайте, являются авторской разработкой владельца сайта или взяты из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.