
![]() |
![]() ![]() |
Доклад: Организация внеурочной деятельности первоклассников.Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Модель внеурочной деятельности нашей школы основана на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программе внеурочной деятельности для младших школьников, воспитательных программах классных руководителей. Это стало возможным, т.к. в практике прошлых лет в школе сложились прочная система воспитательной деятельности, которая органично легла в новую схему и находит своё отражение во внеурочной деятельности. Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям». Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Виды и направления внеурочной деятельности.Ещё в прошлом учебном году в городе была создана рабочая группа по внедрению в школах ФГОС НОО. На заседаниях этой группы были определены направления внеурочной деятельности, которые могли быть доступны для реализации в каждой из школ.
В последствие, проведя анкетирование среди родителей первоклассников, мы предложили определить приоритет того или иного направления и получили результаты, которые показали, что мы не ошиблись в выборе этих направлений. Так за спортивно-оздоровительное направление отдали голоса 91% родителей. За художественно-эстетическое направление – 39% За общеинтеллектуальное – 44% Для примера общественно-полезное направление отдали свои голоса только 12% родителей, за патриотическое – 5,5%, а за коррекционно-развивающее - 2,7%. Итак, внеурочная деятельность составляет 20% всей учебной деятельности, поэтому выбирая программы внеурочной деятельности по направлениям мы учитывали: -возрастные особенности первоклассников, -пожелания родителей и -возможности, особенности нашего образовательного учреждения. Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первых классах нашей школы:
Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю. Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5 направлений, представленных программами.
1. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружком «Ритмика» и двумя курсами: «Школа здоровья» и «Гимнастика». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.
2. Художественно-эстетическое направление представлено театральным кружком и клубом «Волшебная шкатулка». Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Хочу всё знать и «Юный исследователь». Ведущей идеей программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации занятий данных кружков разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.
4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружке «Добрый мир». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития, становления личности. Работа проводится в форме бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др. 5. Социальное направление представлено программой «Все цвета, кроме чёрного» и сейчас проходит её подготовительный этап – занятия по адаптации первоклассников. При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности. Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности. Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач. Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. Но в любом воспитательном эффекте он должен уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, тендерном и других аспектах. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны. Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности. Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (см. табл. 1) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Сегодня во время работы семинара мы постараемся определить направленность внеурочной деятельности, проблемы интеграции общего дополнительного образования в условиях внедрения государственных стандартов нового поколения и изучить комплексный подход к организации работы с одаренными детьми через внеурочную деятельность в МОУ «Лицей №3». Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
Особенности МОУ СОШ № 4, учитываемые при организации внеурочной деятельности: Школа – социокультурный центр Необходимость охвата всех выбранных направлений внеурочной деятельности Недостаточно возможностей для привлечения специалистов дополнительного образования Высокая наполняемость классов. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Кадровое обеспечение: учителя 1-х классов, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:
Столкнулись мы и с трудностями при организации режимных моментов. Это касается в первую очередь выведения отдельного звонка для первоклассников в общем здании. Режим урочной и внеурочной деятельности первоклассника
Виды внеурочной деятельности n игровая; n познавательная; n проблемно-ценностное общение; n досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); n художественное творчество; n социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); n трудовая (производственная) деятельность; n спортивно-оздоровительная деятельность;
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников l 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь l 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь l 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни Выявленные проблемы и пути их решения. Дефицит программ, адекватных задачам и возрасту первоклассника ( формирование банка программ) Отсутствие понимания у части педагогов взамимосвязи между результатом и формами проведения внеурочной деятельности (внутришкольные методические семинары) Недостаточное материально-техническое обеспечение (формирование заявок на пополнение МТБ) Отсутствие разъяснений по вопросу финансовой отчётности, если учащийся заменяет часть часов внеурочной деятельности занятиями в системе доп. Образования.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. |