• Главная
  • >
  • Учителям
  • >
  • ФГОС НОО
  • >
  • Направленность внеурочной деятельности на достижение результатов и эффектов в рамках ФГОС нового поколения

Направленность внеурочной деятельности на достижение результатов и эффектов в рамках ФГОС нового поколения

Направленность внеурочной деятельности на достижение результатов  и эффектов в рамках ФГОС нового поколения

Воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обще­стве, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культу­ре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и моло­дёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву свя­зей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государ­ству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в кото­рой единственно возможно присвоение (а не просто узнава­ние) детьми ценностей. При этом воспитание принципиаль­но не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охва­тывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художе­ственную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудо­вую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для ре­ализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое обще­ние);
  5. художественное творчество;
  6. социальное   творчество   (социально   преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений сов­падает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятель­ности -  непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по са­мостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализа­ции (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности (особенно в сфере воспитания и социализации), ло­гики и ценности профессионального роста и самосовершен­ствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно пока­зывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давле­ние с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит ре­зультаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечён­ность процессом деятельности не отменяет для него необхо­димости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, тендерном и других ас­пектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

  • разрабатывать  образовательные  программы  внеуроч­ной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате;
  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;
  • диагностировать результативность и эффективность вне­ урочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Методический конструктор «Преимущественные фор­мы достижения воспитательных результатов во внеуроч­ной деятельности» (см. табл. 1) основан на взаимосвязи ре­зультатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Сегодня во время работы семинара мы постараемся определить направленность внеурочной деятельности, проблемы интеграции общего дополнительного образования  в условиях внедрения государственных стандартов нового поколения и изучить комплексный подход к организации работы с одаренными  детьми через внеурочную деятельность в МОУ «Лицей №3».

 

 

 

 

 

 

В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материалы, выставленные на сайте, являются авторской разработкой владельца сайта или взяты из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.